Тема: Окружающий мир как иерархическая система
Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т. д.). Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром. Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энергией. Поднятое над поверхностью земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник — тепловой, заряженный проводник — электрической, а ядра атомов — атомной. Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд и галактик. При этом на уровнях молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление — другой ряд, связанный с живой природой. В живой природе также существует иерархия: одноклеточные — растения и животные — популяции животных. Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества. Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты.
Задание 1. Отнесите каждое слово из списка в одну из 3-х групп: Микромир, Макромир, Мегамир.
Атом, молекула воды, человек, Юпитер, гора Шихан, ЭВМ, Млечный путь, протон, созвездие «Большая Медведица», электрон, медведь, Туманность Андромеды, береза, фотон, комета Галлея.
Каждый объект состоит из других объектов, т. е. представляет собой систему. Вместе с тем, каждый объект может входить в качестве элемента в систему более высокого структурного уровня. Является ли объект системой или элементом системы, зависит от точки зрения (целей исследования). Система состоит из объектов, которые называются элементами системы. Например, атом водорода можно рассматривать как систему, так как он состоит из положительно заряженного протона и отрицательно заряженного электрона.
Задание 2. Дайте название системам и перечислить объекты из которых они состоит.
Необходимым условием существования системы является ее целостное функционирование. Система является не набором отдельных объектов, а совокупностью взаимосвязанных элементов. Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оперативной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, монитор, клавиатуру и мышь), то они не образуют систему. Компьютер, т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки операционной системы
Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать. Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компьютер выйдет из строя, т. е. прекратит свое существование как система. Взаимосвязь элементов в системах может иметь различную природу. В неживой природе взаимосвязь элементов осуществляется с помощью физических взаимодействий:
- в системах мегамира (например, в Солнечной системе) элементы взаимодействуют между собой посредством сил всемирного тяготения;
- в макротелах происходит электромагнитное взаимодействие между атомами;
- в атомах элементарные частицы связаны ядерными и электромагнитными взаимодействиями.
В живой природе целостность организмов обеспечивается химическими взаимодействиями между клетками, в обществе — социальными связями и отношениями между людьми, в технике — функциональными связями между устройствами и т. д.
Задание 3. На доске вы видите схему, но в ней есть недостающие элементы. Эти элементы записаны ниже. Вам необходимо вписать слова в пропущенные места, так чтобы схема получилась верной.
Человек, атом, знания, популяции, молекулы, растения и животные, звезды и галактики.
Тест.
1 вопрос. Окружающий мир имеет следующую структуру:
- Одноранговую
- Классическую
- Иерархическую
2 вопрос. Выберите объекты входящие в микромир:
- Растения
- Молекулы
- Фотоны
- Микросхема
3 вопрос. Мир, состоящий из объектов, сравнимых по размерам с человеком называется…
- Микромир
- Мегамир
- Человеческим
- Макромир
4 вопрос. Объекты, входящие в состав системы называются…
- Составляющими частями
- Элементами системы
- Элементарными частицами
- Перечнем объектов
5 вопрос. Мир, состоящих из объектов, имеющих огромные размеры – это…
- Микромир
- Мегамир
- Человеческим
- Макромир
Домашнее задание: 1) п.5.1; 2) составить кроссворд на тему "Окружающий Мир как иерархическая система".