Проектная деятельность в школе
Проектная деятельность обучающихся – совместная
учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной
деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном
продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его
осмысление и рефлексию результатов деятельности. Для каждого участника образовательного процесса актуально
расставить свои акценты при планировании и организации данного вида
деятельности обучающихся.
Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль
учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и
информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и
коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из
различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную
педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества,
превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную
созидательную творческую работу.
Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность
максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность,
которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои
силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый
результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,
сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой
деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер,
имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для
самих открывателей. В основной школе в соответствии с возрастными особенностями
школьников 7-9 классов проектную деятельность целесообразно организовывать в
группе. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной
формы работы. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности
ребёнка. Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного
образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует
формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности,
которую условно можно назвать "способность к деятельности”. В процессе
реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию,
готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. Велико
разнообразие учебных проектов. Проектом может быть и компьютерный курс изучения
определённой темы, и компьютерная игра, и тематическое общение по электронной
почте, и многое другое. Проектная деятельность, обеспечивающая формирование
информационно-коммуникационной компетентности, может быть представлена
тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков до
длительных проектов, с их продолжением и расширением на факультативах,
кружковых занятиях.
Кроме тематических проектов, программой курса информатики и
ИКТ для основной школы предусмотрено выполнение проектов из других предметных
областей. Для успешной реализации межпредметных проектов учителю информатики
рекомендуется организовать совместную деятельность учащихся с учителем
соответствующей предметной области. Выполненные в результате проектной
деятельности работы могут стать методическим или справочным пособием по
соответствующему предмету. В старшей школе в курсе "Информатика и ИКТ” программой
предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных
на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного
для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают опыт
комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации
прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Презентацию результатов проектной деятельности целесообразно
проводить на уроках обобщения, а также на заседания научного общества учащихся
или школьной конференции. При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки
проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение
работ обучающихся, - дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и
своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств, проектной и
исследовательской компетентности.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной
творческой проектной деятельности обучающимся необходимо проводить
подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени,
для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и учителей. Приступая к работе,
обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в
содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до
определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования
или исследования) для самостоятельной работы. Новые знания для обучающихся в
ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в
момент его востребованности обучающимися.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым.
Необходимо предусмотреть материально-техническое и учебно-методическое
оснащение, кадровое обеспечение, информационные и информационно-технологические
ресурсы, организационное обеспечение, отдельное от урочных занятий место. Этапы выполнения проектов. Каждый этап работы должен внимательно и строго
контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом
возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо
другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но
не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: учащиеся
осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные
учебные дисциплины. В случае замены задачи учителю необходимо помочь учащимся
определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин
замены. Это поможет усилить самоконтроль учащихся при работе над следующим
проектом и избежать подобной ошибки в будущем. Работа над проектами проходит в несколько этапов:
- Подготовка к работе над проектом.
- Выбор темы.
- Постановка цели и задачи проекта.
- Поиск информации различными способами.
- Поиск иллюстраций.
- Разработка структуры презентации.
- Разработка дизайна кадров.
- Подготовка к защите проекта.
- Презентация проектов (защита).
- Анализ проектной работы.
|